top of page

«Современность будет существовать всегда». Интервью с театральным режиссёром Лилией Михалкиной

  • Светлана Головина
  • 6 дек. 2016 г.
  • 5 мин. чтения

Михалкина Л.Ш. с учениками. Процесс разбора нового произведения.

Сегодня мы поговорили с актрисой, режиссером молодежного театрального коллектива «Art in Soul» Лилией Михалкиной о современном искусстве и его отличиях от классики. Также Лилия Шамильевна дала несколько советов, как и где начинающему зрителю смотреть современные постановки, чтобы получить от просмотра максимум удовольствия и пользы.

— Что для вас современный театр?

— Для меня — это бесконечный спор. Потому что по поводу современного искусства, и театра в частности, постоянно возникают разногласия. Кто-то говорит, что то, что он из себя представляет — это, без сомнения, искусство, что современные постановки гениальны. Кто-то придерживается ровно противоположной точки зрения, категорично утверждая, что это нечто плохое, ужасное. Кто-то просто рассматривает его как способ самовыражения.

На мой взгляд, современный театр не может существовать сам по себе, не основываясь на фундаменте классического, того театра, который был создан в конце 18 — начале 19 веков. Потому что если мы рассматриваем его как средство передать мысль любой ценой, любыми средствами, то это не искусство и не театр. Всё-таки я считаю, что новое должно основываться на прошлом, которое мы пережили, на опыте предыдущих поколений. Просто нужно уметь модернизировать его, выражать в актуальной на данным момент форме.

— Что повлияло на столь сильные изменения, произошедшие в театре?

— В первую очередь – время. Развал Советского Союза, когда в 90-е годы театр особенно был никому не нужен, а люди были вынуждены творить в подвалах. И с одной стороны – это послужило толчком для появления новых творцов, художников, режиссеров, но с другой стороны – это время абсолютной свободы. Тогда появились течения, которые напрочь отвергли прошлое, считая, что они больше в нем не нуждаются. Эта такая свобода, которая не всегда приводила к положительным последствиям.

— Нужно ли во время просмотра современной постановки задаваться вопросами: «Для чего это?», «Что это?»

- Раньше я была уверена, что нужно! Но, сходив на несколько таких работ, понимаешь, что есть вещи в искусстве, над которыми не нужно думать. Они просто в тебя проникают, начинают в тебе жить, и потом, через некоторое время, появляются ответы на некоторые вопросы. Это как коды, ключи к разгадке. Они закладываются при знакомстве с любым современным произведением, существуют внутри тебя и потом, через день, неделю, год неожиданно приходит понимание того, зачем художник, режиссёр сделал именно так. Ответы придут сами на уровне эмоций и ощущений. Некоторые сцены, например, заставляют нас смущаться, мы не хотим их видеть, но через них мы можем избавится от своих внутренних зажимов, комплексов. И это избавление, раскрепощение зрителя может и оказаться конечной целью. Так что не все в современном искусстве можно понять, логически рассуждая и стараясь дойти до истины.

— Как нужно правильно смотреть современные постановки? На что следует или наоборот не следует обращать внимание?

— Я считаю, что мы должны заряжаться от искусства добром, теплом, положительной энергией. Любая постановка должна нести любовь к человеку, к человечеству, к миру. Это может быть повествование о низших слоях общества, о самых бесчестных, злых людях, но через это режиссёр хотел донести до зрителя какие-то вечные истины, показать, что людям необходимо любить и дорожить друг другом. Такая постановка стоит того, чтобы на нее ходили. А если в спектакле нет вот этого праведного зерна, если он несет что-то разлагающее, бесчеловечное (я даже не говорю о морали и соответствии происходящего на сцене нормам приличия, достаточно того, что он говорит не о любви, а о ненависти, не о добре, а о зле), тогда не нужно смотреть такие постановки.

— Какие наиболее яркие отличия современного театра от классики вы можете назвать?

Конечно, есть существенные отличия в декорациях, костюмах, освещении – в сценографии в целом. Например, актёры могут исполнять арии из классической оперы, катаясь на велосипедах. В современном театре это выглядит вполне гармонично, и зритель, соответственно, воспринимает многие смелые решения как что-то само собой разумеющееся. Если говорить об актерской игре, то это, в первую очередь, более свободная подача. На мой взгляд, это большой подарок актеру, потому что ему предоставляется больше возможностей себя как-то проявить. А зрителю интереснее наблюдать его живую игру, нежели следование четко построенным режиссером алгоритмам и схемам.

— Как меняется роль режиссера в современной постановке?

— Если брать 60-е – 70-е годы, то тогда у режиссёра была глобальная сверхзадача. Ему приходилось задумываться о том, что он хочет донести миру через актеров и их действия. В наше время эта задача сильно упростилась. Он может ставить так, как видит, не наполняя абсолютно каждое движение глубоким смыслом. Конечно, всегда были и есть разные режиссёры. Есть режиссёры-диктаторы. Они устанавливают жёсткие правила, и загоняют актеров в железные рамки конкретных требований. А есть режиссёры-философы. Они ищут, и каждую репетицию, каждый прогон та или иная сцена раскрывается по-новому. Может быть в наше время философов чуть больше. Вообще сейчас, как мне кажется, театр актёра и театр режиссёра находятся в отношении 50/50. Очень многое сегодня зависит как от постановщика, так и от труппы.

— Что станет с театром в будущем? Может ли классика перестать существовать? Или современный театр выйти из моды?

— Современный театр никогда не выйдет из моды, потому что современность также, как и «настоящее» будет существовать всегда. Это то, что приходит с каждым новым поколением. Будет кто-то после нас, и у них будет свой современный театр, а наш они станут считать классикой. А тот театр, который мы определяем как классический, он перейдет в форму исторического достояния. Конечно, через сто лет никто не будет ставить по его законам, но будут помнить о нем, как о истории театра, как о том, что стояло у истоков. Даже сейчас современные режиссеры пересматривают классические пьесы, переводя их на понятный сегодняшним людям язык.

— В каких театрах в России лучше всего ставят современные спектакли?

— Да, не во всех… Я, например, очень люблю Школу драматического искусства. Это вполне современный театр, основанный на более чем классических, правильных вещах. Еще можно назвать Театр наций, Студию современного искусства Сергея Женовача. Если брать современные оперные театры, то это Геликон Опера. А вообще, я советую идти не в театр, а на конкретного режиссера. Посмотреть несколько постановок, подумать, какой стиль, язык вам близок и отталкиваться уже от этого. Нашел любимого режиссера – иди за ним по театрам, может быть даже по города или странам. Современные режиссеры, работы которых, я считаю, стоит посмотреть, это Игорь Яцко, Теодорос Терзопулос, Борис Юханов, Роберт Уилсон (самый современный из названных) и Анатолий Васильев.

Качество постановки можно определять и по актерам. Например, если в спектакле играет Антон Шагин, Филипп Янковский или Алла Демидова, то это для меня является показателем профессиональности и качества остановки. Некоторые актеры, словно камертоны современного театра, играют только в грамотно поставленных спектаклях.

Современное искусство крайне субъективно. Самый главный совет – интересоваться, пробовать, наблюдать. Тогда, на основе личного опыта, вы уже сможете решить, стиль какого режиссера вам ближе, что вам нравится и не нравится смотреть, а также безошибочно определять, стоит ли сходить на ту или иную постановку. Ходите, ищите, наслаждайтесь и не пытайтесь разгадать все загадки современного театра.

Пройдите наш шуточный тест и узнайте, настоящий ли вы театрал?

Комментарии


Поиск по тегам
  • Facebook - Black Circle
  • Twitter - Black Circle
  • Google+ - Black Circle
  • YouTube - Black Circle
  • Pinterest - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

© 2016  БЖУР162/Бригада№2

bottom of page